3

Литературные места России

Главная

Портфолио

Литература

Русский язык

Литературные места России

Художественные произведения

Материалы к урокам

Интересные факты

Фотогалерея

Гостевая книга

Контакты

777

Таганрог — город А. П.Чехова

Небольшой городок на берегу Азовского моря, основанный Петром I в 1698 году, в отличие от его младшего брата Санкт-Петербурга городом Петра никто не называет. Славу и уважение Таганрогу принесла отнюдь не венценосная особа, а скромный гражданин, внук крепостного крестьянина и сын купца III гильдии Антон Павлович Чехов. Перефразируя известное выражение, можно с полной уверенностью сказать, что здесь “каждый камень Чехова знает”. Он гулял по этим улочкам, он удил рыбу в этом заливе, он тысячу раз сбегал по ступеням знаменитой депальдовской лестницы, на которой во время Крымской войны был разбит англо-французский десант… Здесь он окончил гимназию, здесь с места на место переезжали его родители, в конце концов, именно здесь он почерпнул неиссякаемое количество сюжетов для своих рассказов, персонажи которых также были обитателями Таганрога. Всё, что в той или иной степени имеет отношение к культуре, будь то театр, библиотека или гимназия, в этом городе обязательно носит имя своего почётного жителя. И, несмотря на то, что Таганрог стал просто колыбелью (к счастью, не революций) великих людей России, все они вряд ли станут ревновать к своему гениальному земляку. А великая актриса Фаина Георгиевна Раневская, тоже, между прочим, уроженка Таганрога, даже позаимствовала у чеховской героини свой знаменитый псевдоним.

Домик Чехова расположен в глубине уютного дворика — аккуратненький белоснежный флигель с зелёной крышей и ставнями. Внутри три комнатки: гостиная, родительская спальня, детская и кухня. Обстановка скромная, но очень домашняя — здесь есть всё, что необходимо чете с маленькими детьми. Семья Чеховых арендовала этот домик на Полицейской улице у таганрогского купца Д. Д. Гнутова и прожила в нём около двух лет — с осени 1859 по март 1861 года. Здесь 17 (29) января 1860 года суждено было появиться на свет их третьему ребёнку, всемирно известному писателю…  

Лавка Чеховых. В отличие от скромного флигеля этот большой двухэтажный дом, принадлежавший купцу И. Моисееву и расположенный на углу бывшей Монастырской улицы и Ярмарочного переулка, неприметным не назовёшь, хотя построен он по типовому проекту, характерному для середины XIX века. Чеховы прожили в нём с 1869 по 1874 год. Музей здесь открыт в 1977 году. Над дверями красуется надпись: “Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары”, а под ней в былые времена была ещё одна: “Распивочно и на вынос”. Вход расположен с угла. Открыв тяжёлую дверь — в чеховские времена она всегда была распахнута настежь, — сразу попадаешь в бакалейную лавку. Когда-то здесь же была и распивочная, представлявшая собой нечто вроде клуба для завсегдатаев. На втором этаже жила большая семья Чеховых. Обстановка этого дома куда богаче, чем в маленьком флигеле на Полицейской. В просторной гостиной собирались родственники и знакомые, устраивались домашние спектакли, участником которых был юный Антон Чехов.

Литературный музей. Гимназия Чехова. Особую гордость у жителей Таганрога вызывает литературный музей (открыт в 1985 году в здании бывшей мужской гимназии, где с 1868 по 1879 год учился Чехов). По признанию специалистов, по занимаемой площади и богатству фондов он может сравниться с петербургским Пушкинским Домом. До 1975 года в этом здании располагалась средняя общеобразовательная школа № 2 им. Чехова. Литературный музей настолько многогранен, что заинтересует как специалистов, так и школьников. Войдя в здание через парадный вход, в былые времена закрытый для воспитанников, попадаешь в просторный холл, в котором сразу обращаешь внимание на окошко в стене. Сквозь него можно разглядеть стол и стул. Это карцер для нерадивых гимназистов, прогуливавших уроки, не выполнявших домашние задания, грубивших старшим и одевавшихся не по форме. Запереть туда могли на время от трёх до восьми часов, а потом непременно сообщали о проступке родителям.

Из холла на второй этаж ведёт парадная лестница, поднявшись по которой оказываешься рядом с актовым залом. В нём гимназисты сдавали экзамены, в холодные времена года занимались гимнастикой, собирались на утреннюю молитву. Здесь же проходили музыкальные и литературные вечера.

На втором этаже расположены классы. В 1870-е годы знакомой нам кабинетной системы не существовало, поэтому ученики всё время находились в одном помещении, куда приходили разные учителя. Поэтому в классе можно увидеть и географические карты, и физические приборы, и учебники по древним языкам...

Познакомившись с гимназической жизнью Чехова, можно перейти в следующие залы, где подробно рассказывается о той среде, в которой формировался будущий писатель. Здесь представлены документы, фотографии, вещи — в общем, всё, что составляет основу любого музея. Но почему-то именно здесь остро ощущаешь любовь к предмету исследования и фанатическую преданность создателей своему делу. Вся экспозиция представляет собой единое смысловое целое, несмотря на то что каждый её зал тематически посвящён какому-то одному аспекту, будь то «Таганрог — город А. П. Чехова» или «А. П. Чехов в отечественной и мировой культуре».

Покинув музеи, можно совершить пешую прогулку по городу. Неподалёку от “Домика Чехова” стоит памятник писателю, выполненный скульптором И. М. Рукавишниковым и архитектором Г. А. Захаровым. Сейчас кажется само собой разумеющимся, что в городе Чехова обязательно должен быть соответствующий памятник. Тем не менее установлен он был лишь в 1960 году, хотя прошение о его открытии было подано ещё в 1904 году, а закладка состоялась в 1935 году.

В Таганроге есть немало адресов, так или иначе связанных с именем А. П. Чехова. Даже впервые оказавшись в городе, вы легко их отыщете благодаря мемориальным табличкам.

Это дом П. Е. Чехова, построенный на участке, доставшемся ему от отца, дом и лавка брата П. Е. Чехова — Митрофана, здание греческой школы, в которой учились братья Чеховы (Антон — всего лишь один год), дом Ф. П. Покровского, любимого учителя Антона Павловича и автора популярного прозвища “Антоша Чехонте”. Есть в Таганроге и дома, связанные с прототипами чеховских рассказов, например, дом инспектора гимназии А. Ф. Дьяконова, послужившего прототипом “человека в футляре”, и дом П. М. Шедеви, главного санитарного врача города, возможного прототипа Ионыча.

Вёшенская

Путешествуя по Дону, можно увидеть пейзажи, знакомые нам по шолоховским книгам. Вот из "Тихого Дона": "Против станицы выгибается Дон кабаржиной татарского сагайдака, будто заворачивает вправо, и возле хутора Базки вновь величаво прямится, несет зеленоватые, просвечивающиеся голубизной воды мимо меловых отрогов правобережных гор, мимо сплошных с правой стороны хуторов, мимо редких с левой стороны станиц до моря..." Узнаете в этом описании картину, открывшуюся перед вами? На весь мир М.А. Шолохов прославил красоту донской природы, он горячо любил ее. Но любовь писателя к донскому краю была не созерцательной и безучастной.

Благодаря содействию М. Шолохова в 1963 году была построена дорога с асфальтным покрытием, связавшая станицу с ближайшей железнодорожной станцией Миллерово. В 1981 году был построен современный аэропорт. А в 1985 году берега Дона у станиц Вешенской и Базковской соединил красавец-мост. Стараниями депутата Шолохова в 1965 году началось строительство пансионата "Вешенский". Это связано с тем, что бурильщики "Северокавказской ГКС "Геоминвод" обнаружили целебные свойства вешенской воды на восточной окраине станицы. Имеются две скважины: глубина первой - 572,1 м., самоизлив 280 м3 в сутки. Высокоминерализованная, по газовому составу азотная. Применяется для бальнеологических целей при заболевании опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы. Глубина второй скважины 242 м, самоизлив 576 м3 в сутки. Вода среднеминерализованная, самоизлив поступает в бювет. Вода питьевая. Используется для лечения желудочно-кишечного тракта. Сейчас ведется строительство санатория на 500 мест на базе источника минеральных лечебных вод типа 'Белогорка" и бальнеологических процедур типа вод курорта "Старая Руса" и Литовского курорта "Паланга" для лечения органов пищеварения, движения, гинекологических заболеваний и кровообращения.  Вообще, на Верхнем Дону знают, что за чистоту реки Дон не раз пришлось воевать Михаилу Александровичу.

По его ходатайству Министерство лесного хозяйства РСФСР установило лесозащитную зону у берегов Дона полтора километра шириной. На этой полосе поймы Дона была запрещена промышленная вырубка деревьев, что сохранило берега Дона от размыва, а луговые угодья от заносов песками. Между городом Калачом и Георгиу-Деж по Дону ходило быстроходное пассажирское судно "Заря". От волны этого судна гибли мальки промысловых рыб, размывались берега. Стараниями Шолохова рейсы "Зари" отменили. В 1983 году при въезде в ст. Вешенскую на естественном степном кургане был установлен памятный знак "Степной орел", посвященный М.А. Шолохову. Автор - луганский скульптор Н.В. Можаев. Вес скульптуры 13,5 тонн, размах крыльев 6,5 м, высота 3,4 м. У подножья начертаны слова А.С. Серафимовича: "Ехал я по степи... На кургане чернел орёлик. Пыльная дорога извилисто добежала к самому кургану и поползла огибая. Тогда вдруг расширились крылья - ахнул я... Расширились громадные крылья, орёлик мягко отделился и, едва шевеля, поплыл над степью. В самом ярком весеннем месяце мае у вёшенцев есть еще один праздник - день рождения великого земляка.

Творчество писателя высоко оценила Родина. Он был удостоен звания дважды Героя Социалистического Труда. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1980 года, тест которого отлит на памятнике, говорится: "За выдающиеся заслуги в развитии советской литературы, и в связи с 75-летием со дня рождения наградить Героя Социалистического Труда товарища Шолохова М.А. орденом Ленина и второй Золотой медалью "Серп и молот". В ознаменование трудовых заслуг соорудить бронзовый бюст на родине Героя". Получая награду, Михаил Александрович сказал: 'Рассчитываю, что мои книги еще послужат народу, а за это время вырастут молодые таланты".

Бронзовый бюст Шолохова (скульптор А. Новиков и архитектор В. Климов) был установлен 23 мая 1981 года на берегу реки Дон. В восточной части станичной площади в настоящее время проходит празднование всех знаменательных событий и дат. Ранее это была базарная площадь.

Сегодняшний облик площади определяют послевоенные постройки. Центр станицы - это современная нарядная застройка. М.А. Шолохов сыграл огромную роль в преобразовании станицы. Учебный корпус Вёшенского педучилища им. М.А. Шолохова. До 1977 года это было здание средней школы. Её история - один из примеров заботы Шолохова о родной станице. Старое здание школы было неудобное и маленькое. В 1957 году обратились к Шолохову члены родительского комитета с большой просьбой: "Помогите новое здание построить". И Михаил Александрович помог решить этот серьезный вопрос. Сам бывал в этой школе, о чем на здании учебного корпуса педучилища рассказывает мемориальная доска. А детвора станицы с 1977 года занимается в новом здании школы на 1000 ученических мест. В 1973 году был построен новый современный Дворец Культуры на 600 мест, где отмечалось 70-летие и 75-летие писателя. В южной части площади стоит стела с барельефом первого летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Гагарин побывал на донской земле в гостях у М.А. Шолохова 13-15 июня 1967 года. В станице на площади в день приезда космонавта был проведен грандиозный митинг трудящихся. Большое впечатление произвели на Гагарина встречи с Шолоховым, самобытность его языка, беспредельная "глубина проникновения в людские души".

Станица Вешенская в последние десятилетия стала настоящей "литературной Меккой". Сюда едут со всех концов страны - рабочие и колхозники, студенты и школьники, партийные и государственные деятели, писатели и журналисты, зарубежные гости. Неизгладимое впечатление у каждого, кто встречался с Шолоховым, оставляли эти встречи. М.А.Шолохов был человеком высоких нравственных принципов, душевной щедрости, глубоко осознавшего свой гражданский долг. Его участие в жизни родной станицы, области, страны - подтверждение этому.

 

Остафьево

В непосредственной близости от Москвы расположено Остафьево — замечательный памятник русской культуры прошлого века. Старая липовая аллея остафьевского парка, по выражению, которое молва приписывает Пушкину, наречена "русским Парнасом". В самом деле, кто только из русских писателей первой половины XIX века не гулял по ней?! — Н. М. Карамзин и И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский и Д. В. Давыдов, П. А. Вяземский и А. С. Пушкин...

В громадном двухэтажном особняке вполне могло помещаться, не стесняя друг друга, несколько семейств. И в доме, действительно, всегда кто-то гостил. Гости эти были избранниками музы, приезжавшими сюда, чтобы в тишине аллей, под сенью лиственниц и лип, в созерцании пруда выпестовать творческие думы. Пушкин, например, завершил здесь "Руслана и Людмилу". Самый дом, запечатлевший "цельность и трезвую простоту создателя", со спокойной ясностью линий и пропорций в архитектуре тоже способствовал этому. Но главное, чем дорого нам Остафьево, связано с именем Карамзина: с 1801 по 1816 год великий Историк написал здесь семь томов и начал 8-й своей "Истории государства Российского".

Николай Михайлович был женат на сводной сестре поэта Петра Вяземского, и в 1807 году, когда 15-летний Петр стал владельцем имения, Карамзин был назначен его опекуном. "Остафьево, — писал Карамзин впоследствии, — достопамятно для моего сердца... там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века, посвященные семейству, трудам и чувствам общего доброжелательства, в тишине страстей мятежных..." Дни историка были наполнены неустанным трудом. Его рабочая комната с большим окном в сад поражала посетителей строгостью и скромностью обстановки: рядом с письменным столом располагались специально сработанные небольшие столики, на которых раскладывались рукописи и летописные свитки.

Абрамцево

"Мы ищем купить деревню около Москвы... Я хочу только приятного местоположения и устроенного дома",— делился своими заботами с Н. В. Гоголем Сергей Тимофеевич Аксаков в начале 1843 года.

Вскоре такая деревенька была найдена. Абрамцево с его прудами, тихой речкой Ворей и окружающими со всех сторон лесами вызывает восторг всей семьи. Выбор Абрамцева был подсказан и местоположением деревеньки. Радонежье — так назывался этот уголок московской земли, и Аксаковых, почитателей всего старорусского, привлекало, что рядом был Радонеж, куда к Сергию приезжал испросить благословения перед Куликовской битвой князь Дмитрий Донской, что невдалеке, в пятнадцати верстах, была Троице-Сергиева лавра. Обширный деревянный дом постройки XVIII века был обновлен, и с 1844 года многочисленная семья Аксаковых поселяется там.

С искренним радушием встречали здесь гостей — Н. В. Гоголя, М. С. Щепкина, И. С. Тургенева, А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина, М. Н. Загоскина и многих других. Но наиболее примечательно то, что Абрамцево подарило нам выдающегося писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. "Деревня обняла меня своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, своим пространством, своею тишиною и спокойствием. Не умею объяснить... какой мир пролился в мою душу!" И полуслепой старик диктует дочери все свои художественные произведения, лучшие из которых — "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова-внука" — сразу поставили его в ряд с классиками русской литературы.

Называя сочинения Аксакова в числе немногих книг, наиболее благотворно подействовавших на него в юности, А. М. Горький писал: "...эти книги вымыли мне душу... от этих книг в душе спокойно сложилась уверенность: я не один на земле и — не пропаду".

Орел

Орел, с гордостью писал Н. С. Лесков, "вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город".

Сам Николай Семенович провел в Орле детство и юность. Впечатления орловской жизни впоследствии широко были использованы писателем: здесь он присматривался к быту и нравам купечества, в монастырской слободке наблюдал особый уклад старинной жизни и своеобразные характеры. А еще раньше, когда семья Лесковых жила на Третьей Дворянской, ему почти ежедневно доводилось видеть, как внизу, на выгоне за Орликом, по утрам муштруют солдат, а потом бьют их шпицрутами. Это каждый раз потрясало мальчика.

На берегах Орлика прошло детство и другого замечательного писателя — Леонида Николаевича Андреева. В зарослях лозняка на берегу речки он играл в мальчишеские игры, в которых всегда был заводилой и вожаком. С детства же полюбил писатель хороводы, в ту пору еще водившиеся в Орле, любил слушать песни, что весенним вечером звенели над Орликом. Эти воспоминания детства всегда волновали его, стоило ему в ночной тиши услышать звуки гармоники и русскую песню, писатель вслушивался и замирал: "Хорошо! Словно у нас — в Орле..."

Но первое имя, которое мы вспоминаем, называя Орел, — Иван Сергеевич Тургенев. В Орле родился писатель, орловская жизнь отразилась во многих его произведениях. Об этом нам напоминают, например, первые строки "Дворянского гнезда". И ныне, как и во времена Бунина, обрыв над Орликом, где еще стоят вековые липы, называют "Дворянским гнездом", рассказывают, что усадьба Калитиных была именно здесь.

Ясная Поляна

Теперь уже трудно себе представить, что когда-то это была простая деревенька с названием, подобных которому в России тысячи, Ясная Поляна была отмечена знаком судьбы и вырвана из круговорота времен и названий.

Свыше пятидесяти лет прожил здесь Лев Николаевич Толстой: здесь он родился, задумал и написал большинство своих произведений, вырастил детей. Здесь же, в лесу, на краю оврага, находится и его могила. Ясная Поляна - это имение деда писателя по материнской линии - князя Н. С. Волконского, достигшего больших чинов при Екатерине II, но вследствие отказа следовать прихотям ее фаворита вдруг потерявшего свое высокое положение. Его гордый и независимый нрав описан Толстым в старом князе Болконском (Война и мир).

Именно при князе началась постройка современной яснополянской усадьбы. В центре ансамбля располагался большой двухэтажный особняк (дом Волконского), но писатель в нем не жил. Он занимал северо-восточный флигель. Пристройки разных лет изменили облик флигеля и превратили его в большой дом.
В другом флигеле усадьбы была яснополянская школа, которую Лев Николаевич открыл для крестьянских детей, чтобы спасти тонущих в народе "Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых". В яснополянском доме все бережно сохраняется так, как было в последний год жизни великого писателя. Бережно сохраняется и окрестная природа, любимые места прогулок Толстого, считавшего радость общения с природой "самой чистой радостью".

Еще один уголок Ясной Поляны - березовый мостик Толстого. Лев Николаевич неоднократно воспроизводил в своих произведениях картины яснополянинской природы, которую он горячо и трепетно любил - укромные уголки парка помогали писателю проникнуться ощущением причастности к жизни родной земли, почувствовать ее красоту и величие.

Карабиха

Обширная и богатая усадьба "Карабиха" была построена ярославским губернатором князем М. Н. Голициным во вкусе вельмож екатерининского века. В 1861 году ее купил Н. А. Некрасов.

Поэт давно уже задумывался над тем, чтобы иметь пристанище, где можно было бы работать в летние месяцы, откуда можно было совершать долгие охотничьи путешествия. Местность поблизости Некрасову была знакомая — ярославщина, "родимая его сторона". Гостя в Грешневе, в имении отца, находившемся всего в тридцати верстах отсюда — поэт почти в каждой деревне имел знакомых мужиков, с некоторыми из которых его связывала большая дружба. Чаще всего это были охотники. Некрасов особо отличал их, говоря, что «самый талантливый процент русского народа отделяется в охотники». Да и сам он на охоте расцветал. Знаменитый рассказчик И. Ф. Горбунов вспоминал, что на охоте Некрасов был неузнаваем — "живой, веселый, разговорчивый, с мужиками ласковый и добродушный". "Мужики его любили", — добавлял Горбунов. Именно из этих беспрестанных хождений по Ярославской, Владимирской и Костромской губерниям и вынес поэт то подлинное знание русской жизни, русского мужика, живой речи народа, которое так дорого нам.

Распорядок летней жизни в Карабихе делился на охоту и литературный труд. Сам поэт шутливо говорил: "Устав писать, иду я на охоту. Устав бродить, вновь сяду за работу".

Почти сразу же после покупки Николай Алексеевич отдал бразды правления усадьбой предприимчивому брату Федору, оставив за собой только флигель (Флигель поэта). Здесь, в любимом кабинете, были созданы многие широкоизвестные стихотворения, поэмы "Дедушка", "Русские женщины" и другие произведения. В дни работы поэт требовал, чтобы его уединение было полным. Он запирался в кабинете, и никто не смел его тревожить. Даже еду оставляли в соседней комнате.

Михайловское

Псковская земля... Михайловское - один из самых прекрасных уголков в России. Здесь жил и похоронен величайший поэт России. "Страной родной" называл Александр Сергеевич Пушкин древнюю Псковщину: ведь это не только земля его предков, он ощущал духовное родство с нею, понимал ее значение для своего творчества. Простые люди, ее населяющие, ее песни и сказания, ее полные скромной прелести леса и поля олицетворяли для него самое дорогое - Россию, родину...

Именно здесь в творчестве Пушкина наметился поворот, сделавший его великим национальным поэтом. Это отметили уже современники и друзья Пушкина, говоря, что пребывание в псковской деревне помогло его поэзии "сделаться вполне русской, оригинальной".

В 1824 - 1826 годах Михайловский изгнанник коротал свои дни вдвоем с няней, Ариной Родионовной. Их отношения поражают своей удивительной сердечностью. "Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: "Здорова ли мама?" - он ее все мама называл..." - рассказывал кучер Пушкина Петр Парфенов. Нередко поэт навещал и Святогорский монастырь - здесь находились могилы его деда и бабушки. Он перерыл библиотеку монастыря, находя в древних свитках ценнейшие свидетельства ушедших эпох. А в ярмарочные дни возле стен монастыря, одетый чуть ли не в крестьянскую рубаху, он слушал песни нищих слепцов, присматривался к юродивым. Поэт в ту пору завершал "Бориса Годунова" - первую истинно народную русскую драму.

Когда в апреле 1836 года у стен Святогорского монастыря Пушкин похоронил мать, он распорядился похоронить себя рядом, возле матери. Всю нашу жизнь с нами Пушкин. На его совершенных творениях мы учимся постигать красоту, учимся мудрости и человечности. Приезжая же сюда, мы как бы встречаемся с ним самим.

Спасское - Лутовиново

"Когда Вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь", - писал смертельно больной Тургеневиз Франции, посылая прощальный поклон России.

Для Тургенева понятия родины и Спасского - Лутовинова в самом деле были нерасторжимы. Спасское слишком много значило в его судьбе: здесь прошло его детство, здесь он впервые прочувствовал и полюбил русскую природу, певцом которой суждено было ему стать, и свой народ, здесь созданы его великие шедевры - романы "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети".

Когда в 1850 году встал вопрос о разделе наследства, Иван Сергеевич лучшую часть имений уступил брату Николаю, чтобы оставить за собой Спасское. В полуторагодичной вынужденной ссылке, последовавшей за опубликованием статьи на смерть Гоголя, Тургенев точнее и ближе узнал современную жизнь народа, почувствовал себя готовым к созданию значительных произведений: "Способен ли я к чему-нибудь большому, спокойному? Дадутся ли мне простые, ясные линии?". Русская природа, Спасское внесли в творения писателя классическую ясность, целомудрие и гармонию, которые равно пленяли как русского, так и западноевропейского читателя.

В 1879 году Тургенев, словно сознавая, что это его последний приезд в Спасское, все медлил с отъездом: все ему хотелось во всю грудь надышаться воздухом Спасского, его лесов и полей. Письма его с чужбины полны нескрываемой и щемящей грусти, думы его последние посвящены родине и любимой орловщине: "Только думаю о возвращении весной в возлюбленный Мценский уезд... Егорьев день, соловьи, запах соломы и березовых почек, солнце и лужи по дорогам — вот чего жаждет моя душа!"

Гурзуф

Этот скромный домик в Гурзуфе ныне находится на улице, носящей имя А. П. Чехова. Он был приобретен писателем в самом начале 1900 года.

Ялта была слишком шумной. Целый день звонил телефон, донимали бесконечные посетители, и деликатный Антон Павлович должен был бесцельно терять драгоценное время. Поэтому, чтобы укрыться от надоедливых визитеров, он избирает Гурзуф, здесь было тише, спокойнее, можно было работать.

Как в сказке, домик стоял у "самого синего моря", ступени его террасы окатывали волны, в двух шагах грохотал прибой. С нескрываемой радостью сообщал писатель о покупке брату: «Мне принадлежит маленькая бухта с прекрасным видом, собственными скалами, купаньем, рыбной ловлей и пр. и пр. Домишко есть, но жалкий, в 3 комнаты...» Домишко действительно был жалкий, зато рядом было море — "...чудесное, синее и нежное, как волосы невинной девушки. На берегу его можно жить 1000 лет и не соскучиться". Из тысячи лет Антон Павлович прожил здесь два года.

Надпись на мемориальной доске гласит: «В этом доме в августе 1900 года А. П. Чехов начал работать над пьесой "Три сестры". Гурзуф и ранее посещали «избранники муз». Адам Мицкевич сочинял здесь свои "Крымские сонеты", а "в кругу милого семейства" Раевских три недели жил А. С. Пушкин.

Щелыково

В двадцати километрах от Кинешмы, там, где стремительный бег речки Куекши спешит, чтобы соединиться с Сендегой, расположено Щелыково — место, которое навсегда для нас связано с именем Александра Николаевича Островского.

Приехав сюда впервые в 1848 году, 19-летний будущий драматург был поражен дивной красотой этих мест, его охватывает творческое волнение, и он заносит в дневник восторженные строки: "Здесь все вопиет о воспроизведении..." Его восхищают и люди, земляки его, костромичи, — народ "и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный...", его меткая, образная речь.

С тех пор Александр Николаевич неоднократно навещает Щелыково, а в 1867 году он вместе с братом выкупает у мачехи имение с тем, чтобы уже никогда не расставаться с ним. Около половины всех оригинальных пьес создателя русского национального театра задумано, завершено или полностью написано здесь, и не случайно каждого, кто приезжает сюда впервые, охватывает непонятное, странное чувство "знакомости" — настолько точно запечатлены в пьесах Островского самый воздух Щелыкова, его природа, старинный деревянный дом с антресолями и вбширными террасами, любимые тропинки автора... Неподалеку же, в селе Никола-Бережки, — кладбище, где великий драматург нашел свой последний приют...

Густые леса окружают имение со всех сторон, и весна не наступает здесь долго, зато, когда наступит тепло, все сразу буйно зазеленеет. А на Ярилиной долине, широкой солнечной поляне с хрустальным родником, окаймленной вековыми соснами, на память приходят волшебные строки из "Снегурочки" — ответной песни великого поэта чудодейственной красоте родной земли: "Полна чудес могучая природа..."

Овстуг

Овстуг. Родина великого поэта. Здесь прошло самое раннее детство Феденьки Тютчева, здесь он жил в созданном им "волшебном детском мире", так волновавшем воображение ребенка.

В этом ветхом домике на краю Тамани, над самым обрывом. Лермонтов провел два дня в сентябре 1837 года. Ожидая почтового судна на Геленджик, поэт испытал здесь рискованное приключение, едва не стоившее ему жизни. "Честные контрабандисты", занимавшие домик, приняли его за тайного соглядатая, желающего их разоблачить.

Вернувшись сюда после 27-летнего отсутствия уже взрослым человеком, Тютчев с удивлением озирался вокруг: "Передо мною стоит старый дом-реликвия, в котором мы когда-то жили... довольно жидкая липовая аллея в несколько сот шагов длины, казавшаяся мне неизмеримой, — весь великолепный мир моего детства, столь разнообразный, столь населенный, и все это заключено в нескольких квадратных футах". Это неизбежная в жизни каждого человека встреча-разочарование, встреча-потеря, когда "дорогой мир детства" отступает, вытесняется «реальным», чтобы остаться уже только внутри человека, в его душе. Именно здесь, на брянской земле, истоки грандиозного и таинственного поэтического мира Федора Тютчева, именно тут истоки его лирических шедевров:

В небе тают облака, 
И, лучистая на зное, 
В искрах катится река, 
Словно зеркало стальное... 
Чудный день! Пройдут века — 
Так же будут, в вечном строе, 
Течь и искриться река 
И поля дышать на зное.

В августе 1871 года поэт в последний раз навестил свою родину, и этот приезд его совпал с хлопотами дочери, Марии Федоровны Бирилевой, по открытию в Овстуге школы. Крестьяне округи уже давно выражали желание иметь школу, но собранных двухсот с небольшим рублей явно не хватало, и тогда за дело взялась Мария Федоровна. Федор Иванович участливо отнесся к ее настойчивым и энергичным хлопотам. Открытая в сентябре 1871 года, это была самая крупная сельская школа в Брянском уезде, крестьяне и их потомки бережно хранят память о великом поэте и о его дочери.

Красный Рог

 

Красный Рог - духовная родина Алексея Константиновича Толстого, здесь он провел счастливое детство, здесь жил в последний, самый плодотворный период литературной деятельности, здесь и похоронен.

Расположенный в двадцати верстах от древнего городка Почепа на Брянщине, Красный Рог принадлежал дяде и воспитателю поэта А. А. Перовскому. Известный литератор старался привить Алеше гуманные мысли и дать ему самое блестящее образование. И действительно, дневник, который вел 13-летний мальчик в Италии, поражает нас тонкостью эстетических переживаний, умением передавать их в слове. Дядя же был первый, кто заметил склонность мальчика к поэзии и утвердил его в мысли о высоком поэтическом призвании.

После смерти дяди Алексей Константинович наследовал Красный Рог и, когда, наконец, ушел с тяготившей его службы, поселился там, чтобы полностью посвятить себя литературе. Для жилья поэт выбрал себе "Охотничий замок" - громадное деревянное строение, увенчанное бельведером. С высоты бельведера открывался вид необыкновенной красоты - вдаль уходил синеющий Брянский лес. Воображение же поэта уносило его в седую даль древности - в героическое прошлое родной земли, новгород-северщины. Отсюда любовь Толстого к отечественной истории, склонность к широкому историческому взгляду. А столь им любимые народные песни края воспитали в поэте вкус к простоте, естественности выражения, сообщили его стихам глубину и сердечность.

С детства западают в нас дивной музыкальности строки стихотворений Алексея Толстого, мы проносим их через всю жизнь, и они ничуть не тускнеют, не теряют своей первозданной свежести и обаяния.